Капелла Сан Северо и ее Христос под плащаницей

Капелла Сан Северо прячется в самом сердце Неаполя, среди изъеденных стариной фасадов невысоких зданий, в узких переулках, где так легко заблудиться в первый раз попавшему в этот город туристу. Улица, на которой находится здание капеллы, называется via Francesco de Sanctis. Она, в свою очередь, соединяет между собой две другие улицы, Vico San Domenico Maggiore, и via Nilo. Обе они ведут на знаменитую Спакканаполи, ровную и прямую улицу, бывшую когда-то нижним декуманусом города.

В середине 16 века в этих местах находилось фамильное имение Сангро, а около 1590 года здесь возвели часовню в честь образа Богородицы. Раймондо де Сангро, седьмой по счету князь рода, перестроил здание часовни и придал ей вид законченного произведения барочного искусства. Скульпторы, нанятые князем, создали уникальные скульптурные композиции, среди которых особняком стоит самая удивительная из них – скульптура Христа под плащаницей.

Главный шедевр часовни

капелла Сан Северо

Находится она в самом центре часовни, хотя, по замыслу князя Раймондо, должна была располагаться в крипте, которую князь задумал как усыпальницу для всех последующих членов семьи. Скульптуру предполагалось освещать с помощью фосфоресцирующих кристаллов, мерцание которых «оживляло» бы ее и создавало ощущение невесомости мраморных складок савана.

Князь сначала заказал скульптуру Антонио Коррадини, но тот успел сделать лишь первоначальную модель из глины. После его смерти эстафета перешла к Джузеппе Санмартино. Он был очень молодым и неопытным, поэтому посвящал работе над скульптурой все свое время и силы. Постепенно она стала делом его жизни. Основной задачей скульптора было изваять из мрамора тончайшее полотно, практически не скрывающее тело Христа. И ему это удалось в полной мере: невесомые складки мраморной «ткани» исключительно точно подчеркивают драматику позы уснувшего вечным сном Христа. Сквозь тончайший мраморный саван видны раны на руках и на ногах, вздувшиеся вены, грудная клетка, сведенная последней судорогой. Спасителя только что сняли с креста и еще не успели сложить его руки на груди, и ноги его все еще согнуты в коленях в том положении, в каком они были во время Распятия. Никому и никогда еще не удавалось так живо изобразить смерть, как этому безвестному неаполитанскому скульптору. Его мастерство, его умение передать пластику и динамику ткани в тяжеловесном мраморе настолько впечатлили неаполитанцев, что тут же поползли слухи о чудодейственных возможностях князя. Что, дескать, саван не мраморный, князю удалось с помощью некоего химического процесса превратить в мрамор настоящую ткань… Какие только слухи не ходили о князе Раймондо… Говорили даже, что он ослепил скульптора Санмартино, чтобы не позволить ему создать еще один такой же шедевр для кого-нибудь другого.

Другие скульптуры и скульптурные группы

капелла Сан Северо

Кстати, нельзя не отметить, что не только скульптура Христа под плащаницей притягивает изумленные взгляды посетителей капеллы. В ней хранятся не менее восхитительные шедевры, созданные руками других искусных скульпторов. Например, памятник матери князя, статуя, носящая название «Целомудрие». Эта скульптура была изваяна Антонио Коррадини задолго до того, как он получил заказ от князя поработать над статуей Христа. Здесь тоже основным акцентом является ткань: она легка и прозрачна, как паутина, и словно пропитана маслом лампады. Есть здесь и еще одна скульптура, поражающая воображение, которая называется «Избавление от чар». Она опутана мраморной сетью, и изображает отца князя, Антонио де Сангро. Сеть – символ греха, который окутал отца после смерти его жены, и от которого ему так хотелось избавиться во имя своего сына. Хочется бесконечно разглядывать переплетения тончайших мраморных нитей и с восторгом считать, сколько же лет могло уйти на воплощение в жизнь подобной работы, и сколько терпения потребовалось от создателя ее, Франческо Квироло, чтобы довести до такого совершенства мельчайшие нюансы и детали, застывшие в камне. Кроме этих двух скульптурных групп, в капелле можно полюбоваться памятниками «Приличие», «Щедрость», «Религиозное рвение», «Сладость брачных уз» и другими.

Крипта и мумии

Капелла Сан Северо стала усыпальницей самого князя. Раймондо де Сангро похоронили под розовой мраморной плитой с длинной эпитафией, вытравленной в камне особой химической смесью, изобрел которую сам князь. А в крипте под капеллой, где должна была располагаться статуя Христа и последующие поколения семьи Раймондо, находятся два леденящих кровь экспоната. Это мумии мужчины и женщины, у которых сохранилась вся кровеносная система. Мумификация происходила под руководством князя Раймондо, и до сих пор так и не известен ее способ и состав, позволивший сохранить все артерии и вены неповрежденными. Ходят слухи, что это были слуги князя, и что он им перед смертью дал выпить какое-то снадобье, превратившее артерии в камни. Но это все домыслы необразованного неаполитанского люда, который в свое время изобрел легенду про сказочное превращение плащаницы Христа в мрамор… Раймондо де Сангро обладал высоким интеллектом и энциклопедическими знаниями, настолько разносторонними, что даже изобрел метод цветной печати. Ему приписывают также изобретения легкой артиллерийской пушки, ружья, работающего на сжатом воздухе, экипажа-амфибии, гидравлического насоса и др. О других шедеврах Неаполя читайте на нашем сайте в разделе Путеводитель и на Яндекс Дзен.

Капелла Сан Северо: история великолепной статуи Христа последнее обновление: 2021-02-25T18:00:51+00:00 da hitaly